Почему государство переводит под контроль не только СМИ | Финансовый портал

Почему государство переводит под контроль не только СМИ

Почему государство переводит под контроль не только СМИ

Фото:
Дмитрий Духанин /

Коммерсантъ

Практика ограничений в медиабизнесе, начатая еще в 2015 году с запрета иностранцам владеть более 20% в российских СМИ, оказалась работоспособной и быстро закрепилась. В 2016 году аналогичные ограничения введены для телеизмерительных компаний, а в 2017-м попасть под ту же гребенку могут и онлайн-видеосервисы. Вместо того чтобы вмешиваться в медиабизнес напрямую, государство по-прежнему предпочитает контролировать его косвенно — через лояльных собственников. Однако в расширении схемы уже видны не только идеологические, но и коммерческие аспекты.

Долго считалось, что проблемы с властью могут возникать только у общественно-политических СМИ, но законодатели последовательно развеивают этот стереотип, уделяя внимание и не самым очевидным областям медиарынка. 2015 год прошел под знаком выдавливания иностранных акционеров СМИ, включая развлекательные телеканалы и глянцевые журналы. Модель ограничения иностранцев 20-процентной долей в капитале оказалась вполне успешной, и в 2016-м депутаты распространили ее на рынок телеизмерений.

Неправильно, что рейтинги для российского ТВ считает западная компания, объяснял автор закона Андрей Луговой. Претензий к измерителю TNS, по рейтингам которого продается реклама на ТВ, не скрывали и вещатели, упрекавшие компанию в кривизне панели, которая не охватывает ряд крупных городов и телесмотрение вне дома. В неофициальных беседах чиновники всерьез высказывали опасения, что TNS, контролируемая британской группой WPP, может подкручивать рейтинги телевидения — самого охватного в стране медиа и важнейшего инструмента политического влияния. «Так называемые специальные приборы, которые они ставят в квартирах обычных граждан, они всегда могут ставить исходя из собственных предпочтений»,— негодовал тот же господин Луговой.

В итоге законопроект был подписан президентом уже через месяц после внесения в Госдуму, WPP уступила 80% в TNS структуре ВЦИОМа, а в декабре Роскомнадзор ожидаемо выдал компании с уже российским гражданством аккредитацию. Теперь TNS (уже под брендом Mediascope) продолжает работать, как прежде: измерительная панель, то есть те самые «специальные приборы», не претерпит никаких изменений, а анонсированные к сделке технологические новшества компания собиралась применять уже давно. Тем не менее с продажей TNS мания преследования у депутатов сразу же прекратилась.

И это не первая в российском медиабизнесе покупка ключевого игрока с помощью специально принятого закона. Аналогично еще в 2009 году пришлось расстаться с компанией учредителям крупнейшего продавца телерекламы — группы Vi (тогда «Видео Интернешнл»). Госдума приняла закон, ограничивающий долю Vi в продаже рекламы, и селлера купили структуры, близкие к бизнесмену Юрию Ковальчуку.

Но если тогда все объяснялось конкурентными соображениями, то сейчас риторика изменилась. Так, новый законопроект Андрея Лугового, который предписывает иностранцам снизить долю в онлайн-кинотеатрах до тех же 20%, объясняют уже вопросами «национальной и экономической безопасности страны». Онлайн-кинотеатры предлагают в основном чисто развлекательный контент, их рынок крошечный по сравнению с телевизионным, даже самые крупные игроки убыточны.

Чем конкретно безопасности страны угрожают иностранные структуры, владеющие долями в онлайн-площадках вроде Ivi или Megogo, из материалов к законопроекту и комментариев его авторов понять сложно. Зато по совпадению минувшей осенью стало известно о планах ключевых телехолдингов создать собственную онлайн-витрину для монетизации своего контента. Пока им не удалось договориться до чего-то определенного, но желание зарабатывать в интернете есть у большинства крупных телекомпаний. Сейчас их доходы в онлайне символические, и многие собеседники «Ъ» связывают законопроект господина Лугового именно с этим обстоятельством. Вероятно, крупнейшим игрокам и здесь придется продать 80% бизнеса российским партнерам, причем на подбор покупателя и продажу бизнеса будет отведено всего полгода, до 1 июня 2017-го.

Впрочем, судя по исполнению закона об иностранцах в СМИ, жесткие сроки обязательны не во всех случаях. Так, после дедлайна, установленного на февраль 2016 года, владельцы СМИ, пусть и не самые крупные, все еще продолжали перестраивать структуру. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров успокаивал, что злостных нарушителей «нет ни одного», есть лишь «технические погрешности», жестко наказывать за которые никого не будут.

Источник: kommersant.ru

Добавить комментарий