Навигация "Яндекса" станет платной для коммерческих пользователей | Финансовый портал

Навигация «Яндекса» станет платной для коммерческих пользователей

Навигация "Яндекса" станет платной для коммерческих пользователей

Фото:
Дмитрий Коротаев /
Коммерсантъ

  |  купить фото

«Яндекс» планирует начать брать деньги с таксопарков, курьерских служб и другого бизнеса, использующего навигационные сервисы «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» в коммерческих целях. Тестирование нового формата стартует в этом году. «Яндекс» рискует, предупреждают эксперты: пользователи могут перейти на альтернативные бесплатные продукты.

Чтобы использовать «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» в коммерческих целях, скоро потребуется специальная лицензия, рассказали «Ъ» в «Яндексе». «История ориентирована на таксомоторные компании, экспедиторские и курьерские службы, компании, занимающиеся перевозкой грузов»,— уточнили в компании. Тестирование нового формата начнется в этом году, подготовка стартует 1 мая — сначала в «Навигаторе», а через какое-то время и в «Картах». По собственным данным, аудитория «Навигатора» в РФ в марте составила 11,5 млн человек, в целом мобильными приложениями геосервисов «Яндекса» воспользовались 21,9 млн человек.

Коммерческие лицензии будут новым каналом монетизации геосервисов. Условия их использования разработают после тестирования. Модель будет аналогична той, что действует в API (интерфейс программирования приложений) «Карт» для бизнеса, позволяющем использовать картографические данные и технологии «Яндекса» в сторонних проектах: есть бесплатные лимиты, а платное использование и функционал настраиваются под клиента и его задачи. Помимо доступа к API «Карт» и контекстной рекламы компания использует нативные форматы. Например, в «Навигаторе» в 2016 году появились брендированные метки организаций и категорий, а в марте «Яндекс.Карты» начали тестировать размещение брендированных объектов на панорамах.

Де-факто «Яндекс.Навигатор» уже требует платы за коммерческое использование, рассказал «Ъ» владелец одного из проектов в сфере курьерской доставки для e-commerce.

«Разработчики предупредили: при превышении определенного месячного лимита запросов с одного сервера система начнет работать со сбоями. После того как мы вышли приблизительно на 1 тыс. запросов в месяц, так и произошло,— говорит источник «Ъ».— Тогда мы обратились в «Яндекс», и нам сказали, что использование в коммерческих целях стоит денег. При нашем объеме запросов мы должны были бы отдавать около 50 тыс. руб. в месяц за пользование «Навигатором», еще 120 тыс. руб. нужно было бы отдать за саму лицензию. Тогда мы купили лицензию у другого аналогичного сервиса: она стоила нам 15 тыс. руб., а ежемесячное использование — еще около 7 тыс. руб.».

«Риски очевидны, готовы будут платить не все, важно найти баланс между оттоком бизнес-аудитории из-за ограничений с одной стороны и привлеченной прибылью — с другой»,— говорит директор департамента исследований и разработок «2ГИС» Павел Мочалкин. Он ссылается на прецедент с картографическим API от Google: при переходе на коммерческую модель ряд крупных сервисов отказались от Google, перейдя на бесплатные альтернативы. Важно запускать нововведение комфортно для профессиональных пользователей, неагрессивно и не через жесткие ограничения в массовом продукте, отмечает господин Мочалкин. «Если вы предлагаете сервис за деньги, а у конкурента есть бесплатный продукт с аналогичной или чуть хуже функциональностью, то вдолгую всегда выигрывает ваш соперник»,— согласен глава Maps.me Евгений Лисовский. Таксисты и курьеры много двигаются по городу с включенным навигатором, что позволяет непрерывно получать информацию о дорожной обстановке. Если они массово начнут переходить на сервисы конкурентов, «Яндекс» может потерять большой объем данных о пробках.

Источник: kommersant.ru

Добавить комментарий