Дилемма правительства: как распорядиться дополнительными доходами в 2017 г | Финансовый портал

Дилемма правительства: как распорядиться дополнительными доходами в 2017 г

Дилемма правительства: как распорядиться дополнительными доходами в 2017 г
— Аналитики Райффайзенбанка 

Трехлетний бюджет 2017-2019 гг. был подготовлен и принят в условиях достаточно низких цен на нефть, а параметры доходов и расходов были рассчитаны исходя из консервативных макроэкономических условий (низкие цены на нефть, относительно крепкий курс рубля, невысокий уровень номинального ВВП). Эти условия определили низкий прогнозируемый объем доходов Федерального бюджета (13,5 трлн руб. в 2017 г.), что явилось одним из основных аргументов для сокращения расходов. Однако в свете значительного роста цен на нефть с конца прошлого года стало очевидно, что, скорее всего, бюджет сможет получить дополнительные доходы (по сравнению с уровнем, заложенным в Законе о бюджете). В этой связи возникает вопрос о вариантах их использования. По информации, в СМИ точки зрения на этот вопрос разделились: Минфин выступает за то, чтобы сохранить существующий уровень расходов Федерального бюджета, в то время как глава Правительства высказывал идею о том, что дополнительные доходы в 2017 г. могут быть направлены на увеличение расходов. Мы решили оценить масштаб дополнительных доходов, используя два собственных сценария: при цене на нефть 40 и 50 долл./барр.

По нашим оценкам, даже при цене на нефть в 40 долл./барр. доходы бюджета могут оказаться существеннее, чем прогнозирует Минфин. С одной стороны, нефтегазовые доходы могут быть выше (на 400 млрд руб.) за счет более высокой цены нефти в рублях (наш прогноз предполагает более слабый курс рубля, в результате чего, цена нефти составит 3000 руб./барр. против 2700 руб./барр., прогнозируемых Минфином). С другой стороны, ненефтегазовые доходы также могут оказаться выше – в основном, за счет больших поступлений от НДС (+100 млрд руб., по нашей оценке) благодаря более высоким темпам роста номинального ВВП. В итоге, даже при цене на нефть в 40 долл./барр. мы полагаем, что бюджет смог бы получить дополнительно порядка 600 млрд руб.

При ценах на нефть 50 долл./барр. ситуация с дополнительными доходами выглядит еще более оптимистично: их объем (по сравнению с планом Минфина) составил бы 1,5 трлн руб. На данный момент этот сценарий видится нам наиболее реалистичным. Мы проанализировали ключевые возможные сценарии использования этих дополнительных доходов и их эффект на экономику (опираясь на наш собственный расчет экономических параметров при цене на нефть 50 долл./барр.):

1. расходы не будут увеличены (по сравнению с планом Минфина), а дополнительные доходы будут полностью использованы для сокращения трат средств суверенных фондов.

2. расходы будут проиндексированы на уровень инфляции прошлого года, при этом часть дополнительных доходов будет направлена на сокращение трат суверенных фондов.

3. расходы будут увеличены на величину дополнительных доходов.

Можно отметить, что рост расходов при прочих равных будет иметь стимулирующий эффект на экономику — наши расчеты предполагают увеличение темпов роста реального ВВП в этом случае. Однако на этом позитив для экономики заканчивается: указанный рост экономики, скорее всего, будет сопровождаться ускорением инфляции в следующем году. Дополнительных улучшений для банковской ликвидности мы также не ожидаем: они могут проявиться лишь в случае увеличения трат суверенных фондов, чего не предполагается ни в одном из рассмотренных нами сценариев. В то же время по мере увеличения расходов, на наш взгляд, будут возникать дополнительные риски для экономики, т.к. во-первых, снижается устойчивость бюджета перед лицом новых негативных шоков (например, со стороны цен на нефть) и во-вторых, повышается актуальность вопроса об увеличении налоговой нагрузки в перспективе.

Наиболее реалистично частичное увеличение расходов за счет дополнительных доходов

Учитывая вышесказанное, наиболее вероятным нам представляется второй сценарий, в котором дополнительные доходы тратятся лишь частично. Несмотря на негативные последствия для экономики и риски, которые он несет, правительство, скорее всего, остановится на нем, т.к. он позволит удовлетворить потребности в финансировании по двум ключевым направлениям госрасходов – оборона и социальная сфера (например, это позволит увеличить финансирование пенсий и зарплат) и стимулировать экономический рост (пусть даже временный).

В разделе «Мнения» сайта Агентства экономической информации «ПРАЙМ» публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства «ПРАЙМ». Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах , могут не совпадать с мнением редакции АЭИ «ПРАЙМ». Авторы и АЭИ «ПРАЙМ» не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе «Мнения» Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Источник: 1prime.ru

Добавить комментарий