Интервенции Минфина: риски для инфляции, слабый рубль, жесткая ДКП | Финансовый портал

Интервенции Минфина: риски для инфляции, слабый рубль, жесткая ДКП

Интервенции Минфина: риски для инфляции, слабый рубль, жесткая ДКП
—Ирина Лебедевааналитик ФК «Уралсиб» 

Вчера главной новостью стало сообщение о том, что Минфин планирует выйти с покупками на валютный рынок. Предлагаемая схема будет примерно такой: Минфин по итогам месяца оценивает дополнительные доходы бюджета от высоких цен на нефть и в течение следующего месяца относительно равномерно приобретает необходимый объем валюты на открытом рынке. Ценой отсечения станет 40 долл./барр., этот уровень использован в законе о бюджете на нынешний год. В случае же, если цена на нефть падает ниже цены отсечения, Минфин может начать продавать валюту, но не в большем объеме, чем было куплено с начала года. Очевидно, что финансовое ведомство недовольно чрезмерным укреплением рубля, из-за которого падают доходы, что ведет к дополнительным тратам из суверенных фондов.

Также интервенции можно рассматривать как способ управления временно не использованными средствами на счетах Казначейства. В прошлом году Казначейство активно наращивало фондирование банков, как размещая депозиты, так и через операции репо под залог ОФЗ. Теперь из-за навеса избыточной ликвидности в банковской системе спрос на фондирование со стороны банков значительно упал, и Казначейство вынуждено искать новые средства инвестирования остатков на счетах.

В рассматриваемом случае интервенции Минфина не будут в полной мере эмиссией, как интервенции ЦБ. Более того, сохранение избытка ликвидности в системе (эти интервенции все равно приведут к притоку ликвидности) облегчит правительству выполнение годового плана по размещению ОФЗ. Тем не менее впечатление от принятого решения двоякое.

Основной вопрос: при частичном финансировании дефицита бюджета за счет накопленных валютных средств будут ли операции по конвертации проведены через рынок (это стерилизует часть избыточной ликвидности), или, как и при расходовании Резервного фонда, конвертированы вне рынка, напрямую в ЦБ (тогда навес избыточной ликвидности сохранится). Безусловно положительно, что ЦБ будет выступать лишь в качестве агента Минфина по покупке/продаже валюты, то есть отказа от режима плавающего курса рубля не будет.

С другой стороны, мы видим риски инфляции. Во-первых, создается приток избыточной ликвидности в систему, пусть даже временно. Во-вторых, действия Минфина приведут к росту скорости обращения денег, что также инфляционно. Вдобавок интервенции означают более слабый рубль, что плохо не только с точки зрения инфляции, но и для потребительского спроса, который и так остается слабым, не давая экономике выбраться из рецессии. Наконец, присутствие Минфина на валютном рынке потребует от ЦБ более жесткой денежно-кредитной политики, снижение ключевой ставки вновь может быть отложено.

Вчера банки вернули ЦБ последний кредит под залог нерыночных активов, полученных на аукционе…

Это в какой-то степени знаковое событие, теперь все кредиты банков от ЦБ получены по инструментам постоянного действия. Задолженность, которую банки вчера вернули ЦБ, составила лишь немногим больше 200 млрд руб., но даже несмотря на то, что вчера возврат кредитов совпал с налоговыми платежами, спрос на ликвидность оставался умеренным, ставки на межбанковском изменились мало. Более того, несмотря на существенный отток ликвидности, структурный профицит ликвидности в банковской системе сохранился.

…а корсчета банков в ЦБ снизились более чем на 800 млрд руб

Это очень значительное падение за один день, оно вызвано как налоговыми платежами (могли достигнуть 750 млрд руб.), так и возвратом кредитов под залог нерыночных активов. При этом спрос на фондирование со стороны банков остается слабым, вчера выросла лишь задолженность по репо постоянного действия, да и то она не перекрыла даже снижения задолженности по кредитам под залог нерыночных активов. Столь резкое падение уровня ликвидности прошло для банков практически безболезненно, возможно, потому, что с начала текущего периода усреднения банки поддерживали избыточный уровень ликвидности на корсчетах, текущие потребности в ликвидности у них ограниченны. Тем не менее, нынешний уровень корсчетов недостаточен для прохождения периода усреднения, мы ждем новой волны накопления ликвидности на корсчетах в ближайшие дни.

В разделе «Мнения» сайта Агентства экономической информации «ПРАЙМ» публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства «ПРАЙМ». Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах , могут не совпадать с мнением редакции АЭИ «ПРАЙМ». Авторы и АЭИ «ПРАЙМ» не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе «Мнения» Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Источник: 1prime.ru

Добавить комментарий